О древнем культе Богини-Матери, или к вопросу о вытянутых головах

 

Автор: Колесниченко Р. В.

Древние знали, что изображали.

Древние статуэтки, изображающие древних богинь схожи в общих художественных характеристиках, наиболее подчёркивая анатомические особенности женского пола. Традиционно считается, что древние не очень-то заботились о передаче форм головы, рук и ног, подчёркивая главным образом то, что выделяет женщину, а именно её бёдра и грудь. Если, при передаче смысла, руки и ноги особой важности не имели, то головы вполне имели. Как мы далее увидим, на примерах древних статуэток богинь, формы голов для древних имели важное значение.

На мой взгляд, древние очень хорошо знали, кого они изображали: гуманоида, человека, или антропоморфное существо, скажем птицу. Давайте посмотрим на изображения древних статуэток, преимущественно богинь плодородия. Я разделил их на три группы: 1) изображения богинь с нормальной человеческой головой, и вполне человеческим лицом; 2) богини с вытянутой формой головы, либо без лица, либо с гуманоидными чертами; 3) богинь с головой птицы.

Древние не изображали хоть бы что, а вполне конкретно представляли кого они изображают. Если древние чётко разделяли человека и гуманоида, гуманоида и птицу и других антропоморфных существ, то вероятно, у них было на то основание. Если, например, в Убейдской культуре они поголовно изображали разумных ящеров, то вполне вероятно у них было на то основание. Конечно, мы вполне можем списывать такие изображения на «фантазии» древних, впоследствии проигнорировав и забыв об этом, но это не приблизит нас к пониманию прошлого. Если есть факт, то его нужно объяснять, с точки зрения различных теорий, а не игнорировать. Трудно представить, что древние изображали вполне конкретных гуманоидных существ, не имея под ними никакой подосновы. В конце концов, это результат отражения более древней, неизвестной нам истории, сохранившейся в коллективной памяти тех древних народов, кто был наиболее близок к тому времени.

Таким образом, мифология для древних, это не некое абстрактное представление, а вполне конкретная история того прошлого, которое нам неизвестно. Ведь, что такое миф для древних? На этот вопрос можно ответить сравнивая с отношением к мифам у современных архаичных обществ. Так британский антрополог Бронислав Малиновский, изучавший меланезийские племена Новой Гвинеи, так говорил об отношении туземцев к мифологии:

«Миф, в том виде, в каком он существует в общине дикарей, то есть в своей живой примитивной форме, является не просто пересказываемой историей, а переживаемой реальностью. Это — не вымысел, как, к примеру, то, что мы читаем сегодня в романах, это — живая реальность, которая, как верят туземцы, возникла и существовала в первобытные времена и с тех пор продолжает оказывать воздействие на мир и человеческие судьбы» (Малиновский Б. Магия, наука и религия. М. 1998).

Можем ли мы тоже самое сказать об изображениях древних статуэток? Ведь эти статуэтки являются отражением наиболее древнего культа, а человек верхнего палеолита, в отличие от современных архаичных обществ, был наиболее приближённым к тем временам, когда он был сотворён. Следовательно, те времена, кои он отражал в своих статуэтках, а позже и в мифологии, были для древних наиболее реальными. Значит и изображения отражали ту реальность. Так стоит ли нам списывать всё на «фантазии» древних? Для древних было бы бессмысленно изображать то, чего нет. Ведь другого, кроме реальности, он не знал и не видел. Значит и изображал то, что видел, передавая это знание из поколения в поколение, что позже перейдёт в истории о богах, которые мы сегодня называем мифологией. Так давайте же, с этой позиции, посмотрим на то, что изображали древние. Ведь мы имеем конкретный археологический материал, с конкретными деталями, которые остаются без объяснения.

Если древний человек изображал фигурку с человеческой головой, то он конкретно выделял человека. Если у фигурки голова вытянутая, а лицо не похоже на человеческое, то и изображался не человек. Если антропоморфное существо, то и изображали с головой животного, чаще всего птицы. Даже, та же самая известная Виллендорфская венера (Австрия), эпохи палеолита, вполне конкретно изображена с человеческой головой, но без черт лица. Возраст 24-22 тысячелетий до н. э. Далее, Брассемпуйская венера (Франция), изображается с нормальной человеческой головой и вполне реалистичным человеческим лицом. Возраст 22 тысячи лет до н. э. Вестоницкая венера (Моравия) возрастом 29-25 тысяч лет до н. э. тоже изображается с человеческой головой. Венера из Леспюг (Франция), возрастом 26-24 тысячи лет до н. э., тоже изображается с круглой человеческой головой. Мальтинская венера (Иркутская область), возрастом 23 тысячи лет до н. э. изображается с круглой человеческой головой. Знаменитая Лоссельская венера (Франция), возрастом 20 тысяч лет до н. э., также изображается с нормальной человеческой головой. Это наиболее древние статуэтки богинь, относящиеся к верхнему палеолиту, отражают ранний культ женщины – богини матери. Причём культ продолжался от 40 тысяч лет до н. э. (Венера из Холе-Фельс. Германия) до образования первых городов-поселений, начиная с 7 тысячелетия до н. э. и становления поздних развитых цивилизаций.

Прежде чем начать говорить об антропологических различиях статуэток, хотелось бы сказать несколько слов об их значении. Конечно, такое обилие найденных женских статуэток от Пиренеев до Сибири, от верхнего палеолита до неолита, и позже, — говорит о едином древнем культе Богини-матери. В виду того, что многие статуэтки были найдены в непосредственной близости от очага, что заставляет предполагать, что это был культ матери-прародительницы, охраняющей семейный очаг. Как отмечал Мирча Элиаде, вероятно, они представляют мифическую прародительницу и связаны с домашней религией. (Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том I). Фактически, мы имеем дело с классическим культом предков, который начался с верхнего палеолита, продолжился в неолите, затем с появлением поздних развитых цивилизаций Египта и Шумера, и других народов, почитавших в разных образах Богиню плодородия.

Кроме того, такой культ матери-прародительницы подтверждается и сравнительно-этнографическим методом, например, у аборигенов австралийского племени юленгор Арнемленда в северной части Австралии. Их верования, записанные миссионером-этнографом Уилбуром Чеслингом, говорят о джункгова – мифических прародительницах, от которых якобы произошли коренные жители Австралии (Чеслинг У. Среди кочевников северной Австралии. М. 1961). Как отмечал С. А. Токарев, этот образ женщины-прародительницы, вероятно, есть отражение материнско-родового строя (Токарев. С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. Стр. 51). Как сообщает известный религиовед Мирча Элиаде, этот культ женщины-прародительницы, был принесён в Арнемленд из Меланезии, и у аборигенов Арнемленда отождествлялся с неким радужным змеем (Элиаде М. Религии Австралии. СПб., 1998). Это очень важная деталь, поскольку реальные антропоморфные статуэтки женщин рептилий характерны убейдской культуре на юге Месопотамии, предшествовавшей Шумеру.

Также Элиаде приводит пример австрийского археолога Франца Ханчара (1893-1968), упоминавшего о том, что некоторые охотничьи племена из Северной Азии, делают маленькие антропоморфные фигурки, под названием дзули. В тех племенах, где дзули женского пола, эти идолы представляют мифическую прародительницу, от которой предположительно произошли все члены племени; праматерь защищает семьи и жилища своих потомков, а те, после возвращения с большой охоты подносят ей жертвы из пшеничной муки и жира (Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том I).

В общем же смысле, Элиаде отмечает, что точно определить религиозную функцию женских статуэток невозможно. Можно лишь предположить, что в них воплощалась женская сакральность и, следовательно, магико-религиозная сила женских божеств. «Тайна», присущая женской природе, играла важную роль во многих религиях, как доисторических, так и нового времени (Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том I).

Такая неопределённость и абстрактность выводов и предположений о сакральности женских статуэток, конечно не раскрывает наиболее полно рамки методов исследования, а зачастую и останавливается на неопределённости, не исследуя тему культовой принадлежности древних статуэток, ограничиваясь лишь символизмом проявления древнего эротизма. Но, напротив, такое обилие древних женских статуэток, должно само по себе уже говорить о неком едином культе человека времён верхнего палеолита, культа мифической прародительницы, которая являлась в сознании древних, общей праматерью, и хранительницей их очага. Фактически, образ женщины-прародительницы означает первое конкретное божество, в форме конкретного идола, представляющего единый религиозный культ человека времён верхнего палеолита, и продолжавшийся довольно долго, до неолита и позже. На этот факт мы должны обращать внимание наиболее серьёзно, так как это возводит представления древних людей к единому источнику творения, от которого мог произойти человек разумный. Собственно поэтому он начал осознавать себя и мир вокруг и почитать культ общей праматери в своих культовых статуэтках.

Интересно то, что это согласуется с научной теорией о «Митохондриальной Еве», согласно которой современное человечество имеет общую праматерь-первопредка, по митохондриальной ДНК, которая передаётся из поколения в поколение исключительно по материнской линии, но не отца. Это значит, что все люди унаследовали свою митохондриальную ДНК от одной единственной особи женского пола, которая жила, согласно вычислению учёных, примерно 140-280 тыс. лет назад. Согласно поздним расчётам, общая праматерь жила 99-148 тыс. лет назад, с максимальной вероятностью – 124 тыс. лет назад. Среди учёных нет общего вывода о датах жизни «Митохондриальной Евы», поэтому датировки могут разниться.

Но интересно то, что условная датировка примерно в 200 тыс. лет назад восходит к времени среднего палеолита, в слоях которого были найдены самые древние статуэтки «Венер», одна из Марокко, так называемая «Венера Тан-Тан», возрастом в 300-500 тыс. лет назад, другая «Венера из Берехат-Рама», найденная в Израиле в Голанских высотах, возрастом в 230 тыс. лет назад. Однако, искусственное происхождение этих статуэток среди учёных является спорным. В основном, конкретные образы женщин древний человек начал изготавливать 40 тыс. лет назад в период верхнего палеолита. Тем не менее, примерное сходство датировок «Митохондриальной Евы» и обеих статуэток среднего палеолита, может говорить о времени сотворения разумного человека, который в эпоху верхнего палеолита наиболее точно отражал культ великой праматери и усовершенствовал его в эпоху неолита. Кроме того, это согласуется с версией, согласно которой кроманьонец, появившийся в восточной Африке, примерно 200-150 тыс. лет назад, является предком всех современных людей. Впоследствии, мигрировав из Африки, примерно 60-50 тыс. лет назад, кроманьонец начинает заселять Ближний Восток и Евразию.

Антропологические сходства и различия

Действительно, среди археологов не возникает вопроса, почему, например, одни статуэтки изображаются с нормальными круглыми человеческими головами, а другие с вытянутыми. Третьи, вообще с головой птицы. Особо останавливаясь на выделении явных женских половых признаков, и занимаясь описательными характеристиками древних статуэток, исследователи не обращают внимание на антропологические различия голов статуэток, традиционно считая, что древний человек не особо сосредотачивался на формах голов, а заострял внимание на женских формах, как символах, либо древнего эротизма, либо плодородия. Даже такая неопределённость в толковании значения статуэток, загоняет исследователей в тупик, и они не останавливаются на изучении этого вопроса подробно. Другие же замечают гипетрофированные головы, но считают их результатом мифологического сознания, либо изображения масок. Даже, если принять версию о масках, то почему не возникает вопроса о том, кого изображают эти маски? (Культура Винча). Но некоторые сравнительные характеристики древних статуэток богинь, могут позволить сделать вывод о вполне конкретных изображениях существ, с гуманоидными чертами лица. Которые, при сравнении, чётко отличаются от человеческих лиц.

Как уже выше было отмечено, мы имеем три основные разновидности фигурок женщин, разделённые мной на три группы: 1) человеческая голова; 2) гуманоидная голова; 3) птичья голова.

Женские статуэтки с вытянутыми головами, на ряду с традициоными статуэтками с нормальной человеческой головой, впервые начинают появляться в конце верхнего палеолита, самая ранняя из которых «Венера Полишинель», возрастом в 20 тыс. лет, найденная в Италии в пещерах Гримальди. Другая «Венера из Савиньяно», найденная в Италии, возрастом 18-8 тыс. лет.

Это две ранние статуэтки с вытянутыми головами, предшествующие подобным статуэткам во времени, которое Гордон Чайлд назвал «неолитической революцией». Именно в период «неолитической революции» начинают появляться статуэтки с гипертрофироваными вытянутыми головами, самая ранняя из которых этого периода, женская статуэтка из поселения Шаар ха-Голан, Ярмукской археологической культуры, найденная в Израиле, возрастом в 7 тыс. лет до н. э .(Музей Преистории в Шаар ха-Голан). Она изображается с вытянутой головой и гуманоидными чертами лица. Такая форма головы с такими чертами лица, является как бы прообразом изображений статуэток с похожими характеристиками. Например, далее по времени идёт статуэтка из поселения Нью-Никомеди, найденная в греческой Македонии, возрастом в 6500-5800 лет до н. э., где изображаются вытянутая форма головы, и похожие черты лица. Далее в окресностях Спарты, в Греции была найдена другая женская статуэтка с вытянутой формой головы, но без черт лица. Некоторые статуэтки, имея гипертрофированную вытянутую голову, не имеют черт лица. Далее женская статуэтка из Фессалии, в Греции, найдена в археологической культуре Сескло, возрастом 5200-4300 лет до н. э. (Археологический музей Ларисы. Инв. № 118. Глина.). Форма головы и черты лица гуманоидные. Я не буду останавливаться на этом подробно, а остановлюсь на схожих антропологических признаках вытянутых голов определённых статуэток. Группу статуэток с вытянутой головой можно посмотреть в Таблице 2.

Статуэтки женщин с гипертрофированными вытянутыми головами из Шаар ха-Голан Ярмукской культуры, по своим антропоморфным характеристикам, очень схожи со статуэтками Убейдской (5900-4000 гг. до н. э.) и Убейдско-урукской (3700-3500 гг. до н. э.) археологических культур. А также, я заметил сходство голов статуэток из Израиля, с одной фигуркой из Акамбаро в Мексике, из коллекции Вальдемара Джульсруда. На сделанных мной точных рисунках гуманоидных голов, проведён визуальный сравнительный анализ.

Без имени-6

Фигурка с вытянутой головой из Акамбаро явно гуманоидного типа, потому что среди многочисленных фигурок коллекции Джульсруда есть чёткие человеческие образы. Это не отклонение или абстракция, — древний человек вполне конкретно отделял человека от гуманоида, иначе он не изображал бы различность в форме голов. Это мы наглядно увидим далее в искусстве древних египтян и ассирийцев. Общие характерные черты – это длинные раскосые глаза, возможно прищуреные, так как на статуэтке из Тель-Брака в Сирии, относящейся к Убейдско-урукской культуре, глаза раскрыты (Музей Метрополитэн. Нью-Йорк). У всех фигурок наблюдается одна и та же вытянутая форма головы. Эти существа не имеют конкретных антропоморфных признаков, привязанных к конкретным животным, за исключением статуэток с головами разумных ящеров, найденных экспедицией Британского музея в 1919 году, в древнем городе Ур и его окрестностях (Телль эль-Убейд). Эти фигурки представляют древних ящеров с человеческим телом, одна из которых изображена кормящей ребёнка на руках (раньше: Багдадский музей. Ирак; ныне: Британский музей. Лондон). В целом же, мы видим человекоподобных существ гуманоидного типа, с большими прищуренными глазами и длинными головами.

Далее приведу ещё несколько сделанных мной сравнительных зарисовок.

Без имени-1

Ясно видно, что это не человек, а гуманоид, появившийся в истории человечества в период «неолитической революции». Потому что, до этого момента, в эпоху палеолита изображали Богиню-мать как человека, с человеческой головой и человеческими чертами лица. Здесь же мы видим вытянутую голову и одну и ту же форму раскосых глаз. Следовательно, вполне возможно что, так называемая «неолитическая революция», возникла с появлением этих существ, способствующих окультуриванию древнего человека. Интересно то, что фигурки этих существ были найдены в непосредственной близости от территории современного Ливана, где есть Баальбекская платформа, выстроенная из массивных каменных блоков, на которой позже римляне соорудили храмы Юпитера и Венеры. Люди такую массивную платформу построить не могли, её определённо построили те, кто обладал высокими технологиями подъёма тысячетонных каменных блоков.

Похожие фигурки этих существ были найдены на юге предшумерской Месопотамии, относящиеся к Убейдской культуре. Сравнительный анализ голов поражает.

Без имени-2

Без имени-7

Археологические и этнографические подтверждения вытянутых голов древних статуэток

Почему я обратил внимание именно на вытянутую гуманоидную голову некоторых статуэток, не считая это абстрактным изображением, потому что вытянутые головы подтверждаются археологически и этнографически.

В 2012 году в Мексике в доиспанском захоронении возратсом в 1000 лет, были найдены 25 скелетов, 13 из которых с деформированными черепами (The incredible ‘alien’ skull discovered in a Mexican cemetery: 1,000-year-old skeleton reveals bizarre practice of binding heads). Мексиканские археологи объясняют вытянутые черепа древней практикой индейцев доколумбовых цивилизаций Южной и Центральной Америки. А вот почему они это делали, предполагает археолог Кристина Гарсия Морено, сделавшая это открытие:

«В мезоамериканской культуре деформация черепа, скорее всего, использовалась в качестве отличительного внешнего признака представителей разных социальных групп, а также в ритуальных целях».

Собственно, это не противоречит версии происхождения этой традиции в честь богов. Скорей всего удлинённые черепа принадлежали представителям привилигерованного рода, знати, считающей себя происходящими от богов. С одной стороны это оправдывает ритуальные цели удлинения голов, с другой выделяет принадлежность к особой социальной группе. Известно, что такая же практика существовала в древнем Египте, где удлинённые головы имели представители царских семейств, считающих своё происхождение от богов. Например Эхнатон и Нефертити.

Далее, в 2014 году в Перу в пустыне Атакама археологи из университетов Польши, Перу и Колумбии нашли 150 мумий, принадлежащих к неизвестной культуре, на 500 лет предшествовашей цивилизации инков. Некоторые черепа мумий были деформированы (Peru: 150 Mummies of Ancient Unknown Civilisation Discovered in Atacama Desert).

Самая недавняя археологическая находка скелета женщины с удлинённым черепом, найдена летом 2015 года в России на территории заповедника «Аркаим» в Челябинской области («Инопланетянку» из «Пятого элемента» нашли в кургане под Челябинском). Археологи, нашедшие этот скелет, объясняют удлинённый череп некими представлениями о красоте. Даже если и так, древние считали длинный череп проявлением красоты, то что послужило основой удлинять череп для красоты? На кого, в таком случае, они хотели быть похожи? Не является ли это отражением очень древней традиции удлинения черепов в честь богов?

В целом же, академическая наука не объясняет, почему они это делали, списывая всё на культовый обряд с непонятной мотивацией. Действительно, что мотиворировало древних удлинять свои черепа? В какой-то степени ответ на этот вопрос могут дать фигурки существ с вытянутыми головами. Такие фигурки в основном начинают появляться именно в период «неолитической революции», когда люди, пройдя долгий путь от охоты и собирательства, вдруг начали осваивать земледелие, организовываться в социальные системы и строить города и храмы в честь божеств.

Интересно то, что эти фигурки совпадают по времени и даже в какой-то степени по месту обнаружения самых древних деформированных черепов. Самые древние деформированные черепа были найдены археологами в неолитических слоях Палестины, в древнем городе Иерихон, относящемуся к 8-тыс. до н. э. Так же на Кипре, в неолитическом поселении Хирокития, относящемуся к 7-тыс. до н. э. Так же такие черепа были найдены в энеолитических слоях в древнем финикийском городе Библ, относящийся к 4-тыс. до н. э. Что как раз, в какой-то степени совпадает с локализацией находок древних статуэток существ с вытянутыми головами. Вполне вероятно, появление существ с вытянутыми головами дало традицию деформирования черепов дабы подражать во внешности богам. Такие удлинённые черепа были найдены по всему миру, самые известные находятся в Перу в историческом музее Паракаса, где представлена коллекция деформированных черепов. Так же в Мексике и в Боливии.

Традиция удлинения черепов наблюдается на всех континентах от Северной и Южной Америки, до Африки, Австралии и Евразии. Многие современные отсталые народы Судана, Конго и тихоокеанксих островов Новые Гебриды, продолжают древнюю традицию удлинения черепов, предположительно для красоты, или в честь древних богов.

Автор: Колесниченко Р. В.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Приложения:

Таблица 1. Статуэтки с человеческими головами:

goddes-1

Таблица 2. Статуэтки с вытянутыми головами (гуманоиды):

goddes-2

Таблица 3. Статуэтки с головой птицы (предположительно сокол):

goddes-3

Архаичные общества Судана и Конго с вытянутыми головами.

elongated heads

Related Post

Spread the love
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Share

Комментарии: