Giant “jug” – the lime kiln

It is likely that our so-called “jug” from the Bottom of Banovci – kiln limestone. It explains it on the bottom of the limestone residues and the position of the furnace in the vicinity of the Turonian chalk. Right Bank of the Volga is very rich in layers of Turonian chalk, which apparently served as a building material and fired in a specially designed furnace. Judging by the area of the furnace where there is full Turonian chalk and limestone, our so-called pitcher, in this case, it has a very specific meaning.

Previously, turquoise thermolab melting was an attempt to determine the material melting. Maybe it’s an oxide ore, however, in this area no deposits of metals were found. But it is full of limestone of the Turonian layer, part of which we find at the bottom found a giant furnace. It is likely that it was a lime-kiln.

Interestingly, something similar was found by archaeologists in England in 2009. (See. Ancient British burned lime in huge furnaces). This is a huge lime-kiln, with a diameter of 5.7 m. the Furnace from the Lower Bannovka, according to my measurements of 5.3 m, which justifies its huge size. We are dealing with a typical pit furnace for production of lime.

A similar furnace was found in Kiev in the 1960s and 70s (See Tolochko p. P., Gupalo K. M. Raskopki of Kiev 1969-1970 pp. // The Old Kiev. Kiev, 1975).

Really oven from Kiev smaller, with a diameter of only 2.6 – 2.7 m. Walls are made of bricks on clay. Inside the walls oslavany from the action of fire. The furnace bottom clay, burnout to a depth of 5 cm Below lay a thick layer of lime and pieces of limestone.

Almost the same thing we see in the furnace from the Bottom Banovci. We have two RAID in the form of slag, one turquoise at the base of the bottom, is white at the top of the rim of the furnace. The furnace bottom will be destroyed, possibly burned. At the bottom are pieces of limestone. Turquoise plaque, perhaps a trace of burning of the fuel that was burned on the bottom of the jug, while the upstairs was burnt limestone, characteristically white slag coating the whisk.

Perhaps this area was engaged in production of building lime. The basic process for lime production is calcination, where the limestone decomposes at the temperature from 900°C to 1200°C. In this case, the characteristic white bloom on the rim of our kiln is a lime slag. Whereas turquoise plaque at the base of the furnace bottom is a trace upravlyaemogo of fuel used for burning lime. Most likely lime with the fuel loaded into a furnace mixed. Either the oven was divided lime mesh bottom under which were burning fuel, and the top was loaded with pieces of limestone.

The characteristic features of the turquoise plaque, apparently the fuel was liquid, and it melted part of the tightly absorbed to the wall of the furnace. Either the fuel used is anthracite – coal. Whereas turquoise vitreous plaque is a method of glazing inner walls of the furnace to protect from all sorts of moisture. Probably the turquoise color of the vitreous layer was the result of impurities of oxides of metals, most likely copper oxide which gives a greenish tint, or chromium, which also gives a greenish color.

Now, why they burn limestone? Limestone and chalk is calcium carbonate chemical formula is CaCO3. Carbonate raw materials, which is on the right Bank of the Volga river in the Lower Bannovka, burning for removal of carbon dioxide CO2 in order to obtain quicklime Cao, astringent building material. After firing, burnt lime, before use and extinguished with water. Therefore, our furnace is located in close proximity to the water, right on the banks of the Volga.

That’s actually the entire “jug” in the Cretaceous deposits. Defining it as a kiln limestone, is not possible to ascribe the pit the vessel to the Cretaceous period. It’s one thing if he was right and lies directly in the most thicker Cenomanian layer, over which hung a thick layer of the Turonian chalk, then Yes, it would be likely to refer it to the Cretaceous period. But it is left under a small mound or scree, when something attacked him. So, “jug” of more recent origin, especially when it became clear that, probably, it is a furnace for lime – binder building material in the ancient construction.

Now, if it’s a furnace for production of building lime, there must be the remains of buildings, settlements may not yet excavated.

So, “jug”.

Kolesnichenko R.

Related Post

Spread the love

Комментарии:

Гигантский «кувшин» — печь для обжига извести

Вполне вероятно, что наш, так называемый «кувшин» из Нижней Банновки — печь для обжига известняка. Это объясняет на его дне остатки известняка, и собственно положение самой печи в непосредственной близости от туронского мела. Правый берег Волги очень богат слоями туронского мела, который по всей видимости, служил строительным материалом и обжигался в специально созданных печах. Судя по району расположения печи, где вокруг полно туронского мела и известняка, наш, так называемый кувшин, в таком случае имеет вполне конкретное значение.

Ранее, по бирюзовому термоследу плавления была попытка определить материал плавления. Возможно это оксидные руды, однако, в этом районе никаких залежей металлов обнаружено не было. Зато полно известняка туронского яруса, части которого мы и обнаруживаем на дне найденной гигантской печи. Вполне вероятно, это была печь для обжига извести.

Интересно то, что нечто похожее было найдено археологами в Англии в 2009 году. (См. Древние англичане жгли известь в огромных печах). Это огромная печь для обжига извести, диаметром в 5,7 м. Печь из Нижней Банновки, по моим замерам 5,3 м., что как раз и оправдывает её гигантские размеры. Мы имеем дело с типичной ямной печью для производства извести.

Аналогичные печи были найдены в Киеве в 1960-70 годах (См. Толочко П.П., Гупало К.М. Розкопки Киева у 1969-1970 pp. // Стародавнiй Киiв. Киiв, 1975).

r_izvest_3512

Правда печь из Киева поменьше, диаметром всего в 2,6 — 2,7 м. Стенки сложены из кирпичей на глине. Изнутри стенки ошлакованы от действия огня. Дно печи глиняное, прожженное на глубину 5 см. Ниже лежал толстый слой извести и кусков известняка.

Почти тоже самое мы видим и в печи с Нижней Банновки. Мы имеем два налёта в виде шлака, один бирюзовый у основания дна, другой белый наверху у венчика печи. Дно печи разрушено, возможно прожжено. На дне находятся куски известняка. Бирюзовый налёт, возможно, след горения топлива, которое обжигалось на дне кувшина, тогда как сверху располагался обжигаемый известняк, что характерно белым шлаковым налётом у венчика.

Возможно, на этой территории занимались производством строительной извести. Основным процессом при производстве извести является обжиг, в процессе которого известняк разлагается при температуре от 900°С до 1200°С. В таком случае, характерный белый налёт на венчике нашей печи — это известковый шлак. Тогда как бирюзовый налёт у основания дна печи — это след оплавляемого топлива, используемого для обжига извести. Скорей всего известь вместе с топливом загружались в печь в перемешку. Либо печь разделялась известковой сеткой, под которой снизу горело топливо, а сверху нагружали куски известняка.

По характерным признакам бирюзового налёта, топливо видимо было жидким, поэтому оплавленная часть плотно впиталась в стенки печи. Либо в качестве топлива использовался антрацит — каменный уголь. Тогда как бирюзовый стекловидный налёт — это метод глазуирования внутренних стенок печи для защиты от всевозможной влаги. Вероятно, бирюзовый цвет стекловидного слоя получился в результате примесей оксидов металлов, скорей всего окиси меди, которая даёт зеленоватый оттенок, либо хрома, который также даёт зеленоватый цвет.

Теперь, зачем жгут известняк? Известняк и мел — это карбонат кальция, химическая формула которого СаСО3. Карбонатное сырьё, которого достаточно по правому берегу Волги в Нижней Банновке, жгут для удаления из него углекислого газа СО2, чтобы получить жжёную известь СаО — вяжущий строительный материал. После обжига, жжёная известь, перед употреблением гасится водой. Поэтому наша печь расположена в непосредственной близости от воды, прямо на берегу Волги.

Вот собственно и весь «кувшин» в меловых отложениях. Определение его как печи для обжига известняка, уже не позволяет относить этот ямный сосуд к меловому периоду. Одно дело, если бы он находился правее и залегал бы непосредственно в самой толще сеноманского яруса, над которым бы нависал мощный слой туронского мела, тогда да, была бы вероятность относить его к меловому периоду. Но он находится левее под небольшой насыпью или осыпью, когда-то засыпавшей его. Так что, «кувшин» более позднего происхождения, тем более, когда выяснилось, что, вероятно, это печь для получения извести — связующего строительного материала в древнерусском строительстве.

А теперь, если это печь для производства строительной извести, то поблизости должны располагаться останки сооружений, поселений, возможно, ещё не раскопанных.

Вот так вот, «кувшинчик».

Колесниченко Р. В.

Материалы по теме:
Отчёт о разведывательной поездке в село Нижняя Банновка с целью изучения древнего кувшина в меловых отложениях
Геология местонахождения доисторического кувшина
Результаты оценочной экспертизы образцов древнего кувшина — плавильная печь
Обнаружены останки второй печи

Related Post

Spread the love

Комментарии: