К вопросу о происхождении славян

Статья опубликована в сборнике материалов 6-го Международного конгресса по общественным и гуманитарным наукам. Вена, Австрия, 2 декабря 2015 года.

Kolesnichenko R. To a question on an origin of the Slavs // Proceedings of the 6th International Congress on Social Sciences and Humanities. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2015. P. 45-49.

Аннотация: В статье делается попытка разрешения вопроса этногенеза славян с учётом этнографических и этимологических обстоятельств.
Ключевые слова: история; гунны; венеды; славяне; происхождение славян

Изучая историю славян, я заметил в каждом учебнике некоторые нестыковки, которые заставили меня кое о чём задуматься. В учебниках, и в любой другой книжке о происхождении славян, говорится примерно следующее: «в древности славяне были известны под именем венедов», или «античные авторы упоминают славян под именем венеды». К примеру, П. Н. Милюков в своей известной книге по истории русской культуры, говорит: «Славяне появляются в истории впервые под именем венедов, вендов, винидов, виндов» [1, с. 42]. В версиях о происхождении славян делается акцент на то, что сам славянский народ раньше назывался венедами, антами и т. д. Это, по крайней мере, несерьёзно, потому что, название «славяне» возникло гораздо позже, чем венеды и анты. Наоборот, венеды стали называться славянами. Ни в каком источнике античных историков не упоминается название «славяне» раньше VI века. В письменных источниках просто отсутствует какое-либо упоминание о славянах до VI века. Не знали в то время такое название «славяне», а знали венедов и антов. Но потом позже, венеды вдруг исчезают и появляются славяне. А спрашивается, куда делись венеды? Само слово «славяне», или, если точнее «склавины», возникает только в VI веке. Вопрос состоит лишь в том, как и при каких обстоятельствах, возникло это слово. Говорить, что античные авторы I века упоминают славян под именем венедов, нецелесообразно, так как в то время не существовало просто слова «славяне». Значит, здесь имеется какой-то подвох, связанный с конкретными обстоятельствами, породившими условия, в которых возникло слово «славяне».

Откроем Хрестоматию по истории России [2], и посмотрим, что сообщают античные авторы, о так называемых славянах. Плиний старший в своей «Естественной истории» в I в. сообщает о сарматах, венедах, скифах и гиррах [2, с. 5]. Корнелий Тацит в своём труде «О происхождении германцев и местоположении Германии» в I в. сообщает о венедах [2, с. 5]. Клавдий Птолемей в своём «Руководстве по географии» I в. сообщает о венедах [2, с. 5]. Иордан «О происхождении и деянии гетов» говорит об антах [2, с. 5,6]. И только Прокопий Кесарийский в VI веке сообщает о славянах и антах [2, с. 6,7]. Венеды уже исчезают. Вместо них, начиная с VI века, фигурируют славяне. Затем Маврикий Стратег в VI веке также упоминает славян и антов [2, с. 7,8]. Далее различные арабские историки, описывая местности обитания славян, упоминают название «славяне» [2, с. 8]. Выходит, это не славяне были известны под именами венедов и антов, а наоборот, венеды и анты стали называться славянами. И то даже скорее самоназвание «венеды» исчезло с появлением названия «славяне», а иранские анты остались антами, но почему-то вдруг стали тоже относиться к славянам. Название «славяне» с VI века стало формироваться в понятие этнос, которым стали обозначать все народы живущие, начиная от северного причерноморья и далее на север, включая южных, к которым относились словенцы, хорваты, сербы, захлумляне, болгары. Восточных, к которым относились поляне, древляне, северяне, дреговичи, радимичи, кривичи, полочане, вятичи, словене, бужане, волыняне, дулебы, уличи, тиверцы, хорваты. И западных славян, к которым относились поморяне, ободричи, вагры, полабы, смолинцы, глиняне, лютичи, велеты, ратари, древане, руяне, лужичане, чехи, словаки, кошубы, словинцы, мораване, поляки. Но были ли это славяне?

Возникают подозрения, что раньше славян как этноса не было. Была родственная группа арийских народов, которая позже, начиная с VI века, постепенно стала объединяться под названием «славяне». Но для чего было придумано слово «славяне»? Откуда оно взялось? Историк Бычков А. в книге «Происхождение славян» приводит слова М. И. Артамонова, который также задавался вопросом о славянах. Артамонов спрашивал: «Каким образом славяне одновременно появляются на громадной территории и притом без каких-либо признаков массового переселения в эти территории нового для них народа?» [3, с. 69]. Просто не было никакого массового переселения, а появилось само название, которое стало обозначать уже обитавшие там народы. Венеды, к примеру, в середине VI века стали делиться на две основные группы — склавины и анты. Тогда-то самоназвание венедов заменяется названием склавины. Хотя финны до сих пор называют русских венедами. О смене названия венедов на славян писал и историк готов Иордан: «От истока реки Вислы на неизмеримых пространствах основалось многолюдное племя венедов. Хотя названия их изменяются теперь в зависимости от различных племён и местностей, однако главным образом они именуются склавинами и антами» [4, с. 45]. Историк Мавродин В. В. отмечал: «Нет никакого сомнения в том, что писатели VI-VII вв., прекрасно знавшие и славян, и антов, …считают и тех и других потомками одного племени — венедов» [4, с. 47]. Точный смысл позднего названия венедов «склавины» до сих пор неизвестен. Можно долго этимологически и лингвистически искать происхождение и значение слова «склавины» или «славяне», к примеру, сло-вене, что означает «люди земли вене». В то время какой-то единой земли «вене» не существовало. Венеды группами обитали на разрозненной территории. Никакой объединённой земли венедов не было. Часть венедов с I века до н. э. обитала на полуострове Бретань в Галлии, часть в долине реки По, и остальная часть на юго-восточном побережье Балтийского моря. Это было одно индоевропейское племя. По-кельтски венеды означает «белые». И это может быть отражением того, как они выглядели. Но название славяне может и означать «люди из земли вене», т. е. там, где обитали венеды. Это может в какой-то мере ещё раз дать понять внезапное переименование в VI веке венедов в славян. Если венеды и были обитателями своих земель, то откуда взялись словене? И почему именно в VI веке?

Говоря об обстоятельствах, при которых могло возникнуть это слово, необходимо обратить внимание, что это совпадает с нашествием гуннов, с так называемым переселением народов. Гунны в IV веке вторглись в Восточную Европу, а в середине V века пытались завоевать весь романский запад. Гунны подчинили себе германцев, алан, венедов, угро-финов и др. народов, и в середине V века создали мощный гуннский союз, куда входили и венеды, ставшие впоследствии славянами. Славяне (венеды) и анты по описанию Прокопия Кесарийского, во всей чистоте сохраняли гуннские нравы. Это в какой-то мере объясняет появление слова «славяне» с нашествием гуннов. Так как гунны были тюркскими племенами, завоевавшими множество территорий и подчинившими себе их обитателей, то тюркское слово kole, означающее раб, становится латинизированной приставкой scla к названию vene. Так у латинского историка Иордана в VI веке появляется первое упоминание венедов под именем sclavene. И как упоминалось выше, историк Иордан замечал, что название венедов изменялось в зависимости от различных племён и местностей, то логично предположить, что с натиском гуннов, венеды впоследствии стали называться славянами. Мавродин отмечал: «Для Иордана, …не было никаких сомнений в том, что славяне и анты — родственные, близкие друг другу группы племён, носившие раннее название венедов…» [4, с. 47].

Так как порабощённые венеды стали жить в подневолье у гуннов, то вероятно к их названию перешло тюркское слово kole, став приставкой, обозначающей венедов как невольников. Доктор педагогических наук Леднев В. С., например, не может объяснить, откуда взялась приставка scla к названию vene. Он предполагает, что эта приставка относится к некоему древнему индоевропейскому корню, родственному санскритскому sva, кельтскому sloug, славянскому scla [1, с. 55]. Но, в тоже время, говорит, что исследования по этому вопросу ещё не завершены, и могут рассматриваться различные варианты происхождения этой приставки. Далее, он делит приставку на две составляющие: со-коло, которая упрощается до скла, и делает вывод, что эта приставка отражает славный исторический факт многовековой борьбы героического народа, спасшего себя, своё единство [1, с. 55]. Но он не объясняет самого происхождения со-коло. В тюркском языке kole — означает «раб», произносится как «кул», «гул» (отсюда «колония», имеющее тюркский корень kole). Вполне вероятно, что коло-вене, означало всего лишь подневольное состояние венедов, которые служили гуннам. Таким образом, у латинских историков тюркское слово-приставка к венедам, становится латинизированной scla (отсюда scla-vene).

Конечно, в полном смысле слова рабами они не были, жили они также, но были в подневольном состоянии у гуннов. Чем это объясняется? Тем, что раньше, перед тем как гунны покорили готов, венеды были подчинены готам, но так и оставались венедами. Давать имена, означающих положение или состояние людей это тюкская черта. После смерти готского вождя Германариха, готы были покорены гуннами, которые создали из покорённых народов единый гуннский союз, в котором венеды были подневольными служащими (kole-vene/со-коло-вене/scla-vene/склавины/славяне). Так позднее, и до сих пор в романо-германских языках закрепилось слово Esclave, sclave, slave, трансформировавшееся со временем до упрощённых форм. Склавины стали славянами. После распада гуннского союза, славяне приобретают независимость и становятся уже отдельным народом. Известный русский историк Осокин Н. А. ещё в конце 19 века в своей «Истории средних веков» (1888), писал: «По распаде гуннской державы славяне стали политически самостоятельными» [5, с. 300].

Позднее, под названием «славяне» объединились все родственные покорённые гуннами народы, но не понимали значения этого слова. Отсюда и всякие попытки этимологии слова в значениях «люди», «славные», «слово» и подобными близкими по написанию и значению словами. Приставка тюркского слова «раб» к венедам во время гуннского нашествия объясняет внезапное появление славян на столь большой территории без всякого переселения. Именно тогда и возник народ, объединённый словом «славяне», которое утратило изначальный смысл рабского положения, но приобрело этнический характер. Так появились славяне, частично унаследовавшие от гуннов их нравы, обычаи и имена.

Историк Алексеев Л. В. в своей книге «Полоцкая земля» (1966) писал, что в эпоху раннего железа Восточную Европу населяло три крупных группы племен. Первая, ираноязычная группа, вторая финноязычная, третья балтоязычная [3, с. 69]. Проще говоря, это балты, угро-финны и иранцы. Ни славян, ни их топонимики нет вообще. Поэтому и происходит такая путаница, так как славяне появляются только в VI веке, то балты, угро-финны и иранцы никак не относятся к славянам раньше VI века. Но, как я заметил, в учебниках пишут наоборот, что это и есть славяне, когда славян-то ещё и не было. Венедов, которые относятся к балтской группе, уже переводят, как славяне в значении этноса. Иранцев антов тоже переводят как славян, хотя они иранцы. И выходит, что славянами называются все племена Восточной Европы, кроме финнов и тюрок.

©Колесниченко Р. В.

Литература:

1. Леднев В. С. Венеты. Славяне. Русь. Историко-этимологические и палеографические проблемы. М., 2010. – 224 с.
2. Хрестоматия по истории России: Учеб. Пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 592 с.
3. Бычков А. А. Происхождение славян. М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2007. – 252 с.
4. Мавродин В. В. Древняя и средневековая Русь. СПб.: Наука, 2009. – 719 с.
5. Осокин Н. А. История средних веков. М.: АСТ, Минск: Харвест, 2008. – 672 с.

Related Post

Spread the love

Комментарии: